Герои Меча и Магии III : Архитектура

28.03.2019

Приветствуем всех читателей «Таверны». С вами Qed'Maen



В преддверии выхода нового города для HotA возникает ажиотаж вокруг её необычной архитектуры. Мы же попробуем не оставить без внимания старую добрую классику, к которой все уже привыкли. А ведь ей тоже есть чем удивить.

 

 

В данной статье мы решили провести исторический экскурс по архитектуре Heroes III и рассмотрим,казалось бы, уже давно привычные и известные строения под новым углом. Стоит сразу сказать, что речь пойдёт о строениях, дорогих сердцу каждого геройщика — в городах, а точнее на их внутренних экранах.

 

 

Спасибо Kastore и Lizardmen за редактуру и консультирование.

 

 

Итак, мы отправляемся в дорогу!


 

 

Замок

 

 

 

Для начала обратим внимание на город, который первым стоит в любом внутриигровом списке; которому посвящены первые кампании и даже обучающая миссия; который в силу своей специфики проще для человеческого понимания по всем параметрам. Речь идёт, конечно, о Замке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многие привыкли считать Замок стереотипным рыцарским городом, а его архитектуру — незатейливо слизанной с типовой архитектуры европейского Средневековья. Но насколько истинно это утверждение?

 

 

Для начала условно разделим всю архитектуру Замка на две группы: оборонительную (замок, башня лучников, сторожевой пост, казармы и башня грифонов с бастионом) и городскую (гильдия магов, монастырь, конюшня, капитолий, таверна, кузница и декоративные дома) — и особенности каждой разберём отдельно.

 

 

С оборонительной группой всё одновременно и проще, и сложнее, чем кажется: донжон — самая высокая башня замка — на экране не наблюдается, по сечению башен и форме зубцов у нас большой эпохальный разброс: они как зародились вместе с романской архитектурой (в XI-XII веках нашей эры), так и просуществовали благополучно до самого начала строительства бастионных укреплений (середина XV века), и даже впоследствии не исчезли полностью.

 

 

То есть, пока мы имеем дело с промежутком без малого 450 лет — на Земле за это время Лейф Эрикссон открыл Северную Америку, назвав её Винландом, и, после нескольких неудачных попыток колонизации, закрыл обратно; христианская церковь раскололась на православную и католическую, а те, в своё время раскололись ещё дальше; были изобретены дыба, очки и микроскоп, в Европе начали производить бумагу, прогремели все известные крестовые походы — а там и рукой подать до нового открытия Америки! Присмотревшись, правда, мы можем заметить на всех крепостных воротах железные решетки — порт-кулисы — что позволяет нам сдвинуть нижнюю границу по меньшей мере на конец XII — начало XIII веков — выкидываем изобретение дыбы, раскол, Винланд и половину крестовых походов. Также характерные почти для всех обсуждаемых зданий боковые/угловые ризалиты (симметричные выступы фасада, идущие по всей высоте здания) в нашем мире можно найти, например, в конструкции крепости Ньюкасла, построенной в конце XII века.

 

 

 

 

 



Фото из открытого источника. Автор: Hans Peter Schaefer

 

 

 

 

Правда, по углам башни грифонов наблюдаются башни с чисто романской (XI — начало XII века), пологой конической крышей, но, как как уже было упомянуто, в оборонительных сооружениях эти рамки весьма размыты, да и разрыв не такой большой, чтобы принимать его во внимание.

 

 

Некоторые детали укреплений, мягко говоря, вызывают сомнения — как рёбра жесткости (узкие косые бежевые выступы на стенах) на внешней стороне стен, а не на внутренней, или два массивных зубца со штандартами на каждой башне, но это вполне приемлемые художественные допущения.

 

 

Дела принимают более интересный оборот, когда речь заходит о городских сооружениях.

 

 

Стиль фасадов Капитолия и Таверны — ни что иное как популярный во многих фентези-сеттингах фахверк.

 

 

 

 

 



Фото из открытого источника. Автор: Traveler100

 

 

 

 

Авторитетные источники сколько угодно могут утверждать, что в Европе фахверковые здания возводились с XI века. Очевидно, что наш клиент — «продвинутый» фахверк по меньшей мере середины XV века. Сложная многощипцовая крыша на шесть фронтонов, которой щеголяет в игре капитолий, тоже свидетельствует о довольно продвинутом зодчестве. Не говоря уже о том, каким чудом на этой крыше держатся угловые эркеры.

 

 

Монастырь наоборот выполнен в довольно скромном, среднем романском стиле, который соответствует XI веку на Земле. Что примечательно, до апгрейда монастырь ещё можно отнести к более позднему строительству, но появляющаяся с улучшением ротонда не оставляет никаких сомнений в «романскости».

 

 

Таким образом, комплекс оборонительных построек Замка примерно равноудалён по времени от самого старого и самого нового городского здания; самое новое, в свою очередь — от самого старого и от Великой Французской Революции.

 



 

Оплот

 

 

Второй на очереди — город эльфов, гномов и братьев наших меньших — Оплот.

 

 

 

 

 

 



Достаточно немного присмотреться, и становится ясно, что чем дальше мы идём по списку фракций, тем сильнее мы отдаляемся от тихой гавани архитектуры с реальными человеческими корнями и углубляемся в пучины бесконтрольной авторской фантазии — если бы не «злое» мировоззрение, внезапно бросающееся на нас прямо в середине списка, закономерность была бы более очевидной. Оплот в этой классификации — самая кромка континентального шельфа: место всё ещё безопасное, и в зоне видимости маяков, но позволяющее себе определённо больше вольностей, чем Замок, который в прошлом абзаце удалось разобрать почти по кирпичикам (и который уже был довольно далеко от берега). В целом, плавание ожидается довольно спокойным, но я всё равно рекомендую вам пристегнуть ремни и запомнить расположение спасательных шлюпок, потому что на этом пути не всё так однозначно.

 

 

Главная черта большинства зданий Оплота — доминирующая над остальным зданием двух- иногда четырёхскатная крыша. Не секрет, что эта черта характерна для архитектуры стран Азии — в основном, японской.

 

 

 

 

 

 


Фото из открытого источника. Автор: 663highland

 

 

 

 

Подтверждает мысль о том, что японская архитектура ощутимо вдохновила дизайн Оплота и текстура фасадов капитолия и конюшен кентавров, подражающая текстуре традиционных японских стен из рисовой бумаги.

 

 

Далее стоит обратить внимание на то, что эти крыши соломенные, тогда как почти на всех традиционных изображениях крыша японских зданий кровельная. Дело в том, что японцы довольно стремительно освоили кровлю — на изображении выше вы видите храм VIII века нашей эры — и на нём уже кровельная крыша, хотя для домов простолюдинов соломенная крыша была характерна довольно долгое время: так называемые минка венчались частично — или полностью — соломенными крышами по некоторым данным вплоть до XII века, и даже после соломенные крыши весьма плавно выходили из обихода.

 

 

 

 

 


Фото из открытого источника. Автор: Akiyoshi's Room

 

 

 

 

В случае же культовых сооружений кровля стала использоваться в начале VI века, вместе с приходом в страну буддизма и практики более монументального строительства. Соломенные крыши характерны для более древних культовых сооружений, таких как, например, многие здания в храмовом комплексе Идзумо (дата основания неизвестна, предположительно основано ещё до нашей эры).

 

 

 

 

 


Фото из открытого источника. Автор: 663highland

 

 

 

 

Хотя архитектура, вдохновившая модель капитолия, очевидно, принадлежит к более позднему периоду (в основном из-за стен, которые у зданий II-III веков бревенчатые), нельзя отрицать, что в период кровельных крыш она также не попадает — а это значит, что самое позднее, когда такое здание могло быть построено на Земле — конец V века нашей эры. Об этом же говорит и свайный фундамент, характерный для добуддийской Японии и для стран Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Бирма), но никак не для Императорской Японии.

 

 

 

 

 



Фото из открытого источника. Авторство не указано

 

 

 

 

Гильдию магов, кстати, можно проследить вплоть до конкретного здания, которое с наибольшей вероятностью могло быть главным прообразом гильдии. Прошу любить и жаловать, пагода храма Хорю-дзи, древнейшее деревянное сооружение Земли, датируемое примерно 700 годом нашей эры.

 

 

 

 

 



Фото из открытого источника. Автор: 663highland

 

 

 

 

 

Хотя здесь, опять же, нужно сделать поправку на материал крыши.

 

 

Думаю, с Японией в этом коктейле мы разобрались, пора двигаться дальше. Внимательный читатель может вспомнить, как парой абзацев выше были упомянуты свайные фундаменты, не характерные для Японии начиная от VI века. Эти самые фундаменты вполне себе характерны для другой культуры, на этот раз европейской — Неолитической Швейцарии.

 

 

 

 

 




Фото из открытого источника. Автор: Gerhard Schauber

 

 

 

 

Не спешите обнажать линчевальные вилы — автор видит, что со сваями капитолия как визуально, так и практически эти сваи ничего не имеют. Зато, вне зависимости от того, осознанное это решение дизайнера или чистая случайность, эти сваи служат отличным связующим звеном между расписанной выше Японией и свежеупомянутой Швейцарией.

 

 

А более ощутимо Швейцарией веет, как только взгляд падает на замок. Бревенчатый верх и каменный фундамент с грубой облицовкой — отличительные черты стиля шале, характерного изначально для пастушьих и фермерских домиков (также, кстати, называемых шале) Швейцарских и Австрийских Альп. Конкретно как стиль шале сформировался в XVI веке, однако аналогичные строения возводились и многим ранее.

 

 

 

 

 





Ссылка на источник: http://www.peredelka.tv/tv-projects/do/sujets/guests/swiss-shale.phtml

 

 

 

 

 

В умах современных людей шале ассоциируется с безмятежностью гор, просторами лугов и прочими благами краёв, которых не смяла бетонная длань цивилизации — именно этими красками должен рисоваться Оплот. Небольшие отсылки к древним Швейцарским поселениям (а также медитативный прудик у капитолия и изумительный саундтрек) выбирают нужный аспект из многогранной японской культуры и расставляют на них правильный акцент.

 

 

Не исключено также, что во многом замок для Оплота вдохновлялся крепостями раннего средневековья (IX-XI века), которые воздвигались из брёвен на искусственных насыпях. Отчасти это так, но именно «оплотовского» стиля крепости в ходе исследований найти не удалось - укрепления были либо целиком из камня (с минимальными вкраплениями необлицованной древесины), либо целиком из брёвен, глинобитные или совмещённые с земляными валами.

 

 

На десерт не исследование, но занимательный факт. Коттедж гномов по земной архитектуре можно классифицировать как землянку. На этом можно было бы остановиться: благо что землянки строили в разных уголках света с неолита до XIX века нашей эры — даже в той же Швейцарии, как и в любой земле, населяемой кельтами; однако на типичную землянку он не похож ни по форме, ни по отделке, так что лучше рассматривать его как намеренную отсылку к жилищам хоббитов из цикла «Властелин Колец», а заодно из второй части «Героев».

 

 

Подытожим: по сравнению с Замком (XI-XV века) Оплот основан на более древней (V-XI века) архитектуре. Если прикинуть сейчас разницу между самым новым и самым старым зданием в игре, она составит около 1000 лет, притом такая разница не бросается в глаза даже когда здания стоят на карте рядом друг с другом.

 



 

Башня

 

 

Наверное, последний город, о котором можно написать что-то связное в рамках этого исследования. Некоторые наблюдения могут показаться противоречивыми, неожиданными, местами довольно спорными, но таков он — город волшебников Бракады. В целом, Башня продолжает традицию отрыва от каких угодно реальных прототипов и преобладания авторского стиля, и по ходу разбора будет много разных «но», «однако» и «хотя»; мы всё равно настоятельно рекомендуем не покидать посадочных мест, даже когда нас вынесет в открытое море безумных фантазий.

 

 

 

 

 

 

 


Начнём со слона в комнате: замок. Такое хаотичное нагромождение конических шпилей знакомо всем нам с детства по логотипу компании Дисней — никак не верится, что дизайнеры замка Башни хоть ненароком не вспоминали о Замке Спящей Красавицы, который, кстати, имеет свои реальные (и чуть менее смелые) прообразы — Диснеевский вариант основан на немецком Нойшванштайне (который настольщикам может быть известен как Замок Безумного Короля Людвига), возведённом, кстати, аж в конце XIX века в стиле, который принято называть неороманским — то есть вдохновленным некоторыми элементами романского стиля (как уже упоминалось, XI-XII века).

 

 

 

 

 

 



Фото из открытого источника. Автор: Softeis

 

 

 

 

В литературном варианте, согласно распространённому мнению, Перро описал французский замок Юссе (с поздней готики до Ренессанса, XV век — ровесник капитолия Замка).

 

 

 

 

 

 



Фото из открытого источника. Автор: Manfred Heyde

 

 

 

 

Следующая деталь, которую безошибочно можно определить — это заоблачный храм, точнее его появляющийся при улучшении купол. Это вполне узнаваемая черта кикладской христианской архитектуры (начало XVII века), характерной, например, для островов Иос и Санторин. Сам же храм — греческая антика (вплоть до II века до нашей эры), хотя и тут не без отклонений: меч на фасаде имеет конкретно средневековый европейский профиль, а колоннада, поддерживающая купол, слишком изящная для этого стиля и больше характерна для неоклассических (XIX век) беседок с куполом (у которых, однако, купол был значительно более пологим).

 

 

 

 

 




Фото из открытого источника. Автор: DimitriS-Gr

 

 

 

 

Далее начинаются совсем уж спорные земли. Капитолий и ансамбль рынка балансируют между антикой (V-II века до нашей эры) и французским классицизмом XVII века (который бесспорно той же антикой и вдохновлялся), притом что такая отделка для обоих стилей не характерна. Парапет в некоторой степени копирует, но и ощутимо переосмысляет элементы, из которых составлен капитолий, поэтому с натяжкой к классицизму или неоклассицизму его отнести можно, однако самые заметные детали конструкции - крылья и фонарь, венчающий,Золотой павильон и алтарь желаний содержат в себе элементы персидской архитектуры разных эпох: от вавилонской отделки алтаря желаний до парных минаретов мусульманского периода у золотого павильона — здесь даже исторические рамки привести тяжело. Чтобы это не было бессмысленным упоминанием, отнесем их к Персии раннего мусульманского периода (XI-XII века) — по большинству характерных черт. Здания в ансамбле гильдии магов вообще отчетливо вдохновлялись ретрофутуризмом и современными направлениями функциональной архитектуры — думаю, это, а также невозможность их конструкций, позволяет со спокойной душой исключить их из экскурса, однако отметив, что даже такие здания общий стиль ничуть не портят.

 

 

В случае мастерской и фабрики големов нам нужен другой подход — едва ли торчащие трубы и шестерни имеют чисто эстетическое предназначение хоть в одном архитектурном стиле. Но сам факт наличия тех или иных изобретений в структуре даст нам возможность хотя бы примерно задать хронологию этим сооружениям. Начнём с фабрики: доминирующими элементами здесь являются заводские леса и трубы промышленной вытяжки.

 

 

 

 








Источник: Bogan Group

 

 

 

 

Здесь всё в лучших традициях индустриальной инженерии XX века — рифлёные трубы тяги, леса, обрамляющие цилиндрические элементы конструкции, укреплённый фундамент. Но в целом никакой революции в техническом плане эти элементы из себя не представляют — просто каркас из металлических балок и две толстые трубы — условно, при наличии потребности, такие структуры вполне могли появиться и много раньше. Но на крыше фабрики торчат два заметных поршня — они, как раз, не из разряда тривиального. В нашем мире поршни были изобретены в 90х годах XVIII века, что автоматически не позволяет отнести это здание в период раньше XIX века — когда поршни перешли из класса моделей и прототипов в класс изобретений индустриальной значимости.

 

 

Мастерская гремлинов при более близком рассмотрении — ни что иное как поставленные всё на тот же заводской каркас огромные маятниковые ходики: без кукушки, зато с гремлинами.

 

 

 

 




 

 

Изобретение часов с маятником датируется серединой XVII века, притом они до самого начала XX века не теряли своей актуальности — с определённым для фабрики големов периодом пересечение в полвека с небольшим есть.

 

 

Таким образом, пока Башня имеет самый футуристичный — и вместе с тем самый архаичный — внутренний вид из Геройских городов.

 

 

И в заключение, забавный факт: на экране города 5 башенных часов, но ни одни из них не висят на фасаде ратуши — что с точки зрения типичного простолюдина обесценивает ратушу чуть менее чем полностью.

 



 

Заключение


 

 

Таким образом, мы уже успели охватить за три города почти двадцать веков нашей эры и даже залезли на несколько веков до, увидели, как охотно история повторяет саму себя даже в архитектуре, увидели, как дизайнеры NWC искусно жонглировали предоставленными им референсами и щедро приправляли своим видением.

 

 

Начав писать эту статью мы думали, что уместим в ней всю информацию по городам, но контента по каждому из них столь много, что это заслуживает отдельного материала.

 

 

Тем не менее, мы надеемся, что нам удалось сделать важный шаг на пути мифа, что Герои это исключительно средневековая игра. В архитектуре и стилистике мира встречаются смешения разных эпох и культур. Однако это хорошо ложится в саму историю сеттинга, которая гласит, что Энрот — это деградировавшая до средневековья высокоразвитая цивилизация, развивавшаяся неравномерными и очень быстрыми темпами за счёт поддержки со стороны загадочной расы Древних.

 

 

Соответственно, находить осколки разных эпох в мире, пережившем бурный и неравномерный рост, а затем падение — не только интересно, но и логично с точки зрения сюжета. И, говоря об осколках, мы имеем в виду не только архитектурные элементы, но также оружие.

 

 

Теперь, на этой интригующей ноте, позвольте поблагодарить вас за внимание и до новых встреч!

 

 


 

источник

Комментарии (0)Просмотров (1699)
Зарегистрированный
Анонимно