Записки резидента

02.06.2014

Хургада. Записки резидента.

Куда бедному пенсионеру зимой деваться? Мы с супругой пенсионеры. Она часто болеет, особенно в зимние месяцы. Это навело нас на мысль о переезде на зиму из России куда  нибудь туда, где нет русской зимы. Я засел за компьютер, и после сравнения нескольких вариантов, выбрал египетскую Хургаду. Главный критерий - зимой нет снега, нет холода и сравнительно недалеко. Немаловажную деталь сыграл и тот факт, что предлагаемый вариант небольшой однокомнатной квартиры стоил сравнительно (по российским меркам) недорого - всего порядка десяти тысячи долларов. Конечно, для кисловодских пенсионеров - это сумма не маленькая, хотя и не очень большая. Такова, например, стоимость четырёх соток земли в садовом товариществе, где мы сейчас живем в Кисловодске. Так или иначе, деньги мы собрали. Была еще и боязнь того, что нас обманут. В современной России это очень просто и весьма распространено.  И, пожалуй, это был самый тревожный момент во всей «эпопее» нашей покупки. Но, произошло чудо, и нас не обманули. И в сентябре прошлого года мы приехали жить в Хургаду.

Прошло пять месяцев, впереди еще один пока здесь не начнется жара. Понемногу мы начинаем чувствовать себя египтянами. Становимся темнокожими, начинаем говорить и понимать по египетски. Смотрим, наблюдаем и сравниваем.

Изюминки востока. Когда приезжаешь в небольшой египетский город, то первое, что бросается в глаза, это восточная «витиеватость». Она чувствуется во всем: в узорчатых балконах, линиях малой архитектуры,  в криволинейности переулочков, в  формах мебели, строении арабского алфавита. Во всем чувствуется восточный стиль. И особенно во внешности туристических отелей. Именно во внешности, потому как внутренность «дышит» европейским порядком и «западным» комфортом. Эта противоположность между традиционной  и универсальной западной тенденцией развития можно проследить в самых различных аспектах культуры и быта страны. Западные тенденции понемногу теснят египетскую самобытность. Например, в больших городах центральные улицы прямолинейны, а возвышающиеся вокруг тебя громады многоэтажных блоков призывают египтян к европейской ответственности и дисциплине. Но и там увидишь немногих бегущих граждан погруженных в деловые заботы, вокруг себя ничего не замечающих, с деловым выражением лица, высунутым от старания языком и «выпученными глазами». Средний египтянин остается нетороплив. Ему некуда спешить. Вот он останавливает маршрутку за пятьдесят метров и размеренной походкой приближается. Шофер и сидящие в автобусе терпеливо ждут. Они не ругаются и не торопят его. Они вполне доброжелательны. Редко заметишь московскую неприязнь и злобу на ближнего. Большинство конфликтов решается многословной длительной беседой.

Движение на дорогах усиливается, но уличное регулирование остается на традиционном уровне. Удивительное дело, но, несмотря на «шныряющие» слева и справа машины, несмотря на отсутствие регулировщиков на перекрестках и зримое отсутствие дорожной полиции на дорогах, крупных аварий в Хургаде, да и в Каире, я заметил довольно мало. Мелкие же конфликты, как правило, заканчиваются вялой перебранкой. Никаких московских разборок с применением дубинок и пистолетов, здесь нет. Скорее всего, причина здесь в большой религиозной культуре, пропагандирующую доброе отношение между людьми, что мы, россияне, стремящиеся быть похожими на европейцев, всё в большей степени, увы,  теряем. Нельзя сказать, что такое отношение друг к другу всегда идет на пользу. Египтяне мало приспособлены к понятию очереди, и, часто, стараются ее игнорировать, аппелируя к доброжелательности стоящих. Аналогичное положение и к приоритету проезда на дорогах. Египтяне не обязательны к поставленным срокам. Понятие «завтра» может растянуться на  полторы недели (вследствие того, что они никуда не торопятся), а «через неделю» - растягивается на полтора месяца. Любимое выражение египтян: «Ин шаа алла» - что значит - «Если бог даст» в сущности своей отражает неопределенность во временном и пространственном масштабе. Для либеральной парадигмы, где «время - деньги», этот подход неприемлем. Я знаю только одну египетскую строительную фирму, для которой своевременное и точное выполнение проектных заданий является нормой. Я живу в ее доме. Это Red Sea Way for Construction and Investigation. Её самый удачный проект называется Tiba.

Но так или иначе, западный либерализм в своем «зверином обличье», где «человек человеку - волк», «слабый должен погибнуть», «морально то, что приносит тебе выгоду» отчетливо пробивает себе дорогу сквозь слабое сопротивление египтян. Это видно и по западной рекламе, с преуспевающими «белоснежками» и самоуверенными успешными красавцами - бизнесменами, и по обилию сверкающих автомобилей - посланцев преуспевающего Запада и  по прозападному содержанию телеканалов, и по структуре системы элитного образования. О последнем стоит поговорить особо. В сравнительно небольшой Хургаде шесть образовательных учреждений пропагандирующих западную культуру, среди них французская, английская немецкая и американская школы. Все они готовят контингент для будущих элитных университетов, в частности заграничных. Естественно элитная «поросль» взросшая на такой почве будет ориентирована на западную систему ценностей. В последнее время российская элита вдруг (и слава богу, наконец - то!) обнаружила коренное различие универсалистской западной и цивилизационной парадигм систем ценностей. Результат критического анализа проблемы такой: западное не всегда самое лучшее. Особенно после того как король Нидерландов публично заявил о кардинальной перемене западной социальной доктрины государства. Теперь уже западное государство это не «социальное государство», а лишь «государство участия».  Закономерно возникает вопрос о том, почему же Россия не борется за свое влияние в регионе. А ведь прецедент был. В шестидесятых - восьмидесятых годах прошлого столетия СССР строил в развивающихся странах третьего мира школы и университеты и преподавали в них советские преподаватели. Да и почва в Египте подготовлена. Вследствие обилия туристов русский язык в Хургаде является вторым иностранным языком по востребованности. Многочисленные рекламные объявления на магазинах дублируются на русском, и редко какой продавец в них не владеет русским, хотя бы в элементарном его объеме.

Два слова о мусульманском экстремизме. Для людей, разбирающихся в сути вопроса, такое словосочетание выглядит нелепо. Дело в том, что большинство египетских мусульман  - это мирные люди. А экстремизм и терроризм сродни лишь одному из течений этой религии, родившемуся в Саудовской Аравии. И эти фанатики одинаково агрессивно настроены не только по отношению к иностранцам (неверным), но и большинству мусульман. Большинство мусульман живущих рядом со мной довольно миролюбивы, и с терпимостью и пониманием относятся к альтернативным им верующим - египтянам коптам. К тому же руководство города курорта ревниво оберегает его престиж для туристов. Поэтому в те времена, когда в Каире бушуют политические страсти, в Хургаде это отражается лишь количеством военных в городе и проверками на дорогах. Да местные мобильные операторы проводят перерегистрацию иностранных абонентов. Без такой процедуры телефоны отключают. Говорят, что после такой операции переговоры начинают прослушивать. Происки дяди Сэма или самодеятельность местной КГБ?

Русские в городе. Постоянно живущих русских в городе никто не считал. Говорят, что их около двадцати тысяч. Выходит русская газета, функционируют три общеобразовательных центра на правах школ при посольстве. Много частных детских садиков. Экзамены принимают преподаватели из посольской школы. В каждой школе порядка пятидесяти детей. Многие преподаватели имеют своих детей или внуков, которые занимаются в этой же школе, хотя есть и такие, которые отдают детей в специализированные лингвистические египетские школы. Большинство из преподавателей - женщины, живущие в Египте на постоянной основе и замужем за египтянином. В Хургаде есть также немногочисленные русские врачи - хирурги, стоматологи и детские педиаторы.

В курортное время количество русских увеличивается, так что на  часто слышишь русскую речь. Проживающие русские структурно делятся на несколько групп. Первая - русские жены  египтян. Вторая - русские пенсионеры (часто с малолетними внучатами)  купившими недорогие квартиры (часто, продав жилье в России) и приезжающими в Египет переживать русское зимнее ненастье и запасаться здоровьем. Третья группа - бизнесмены, имеющие свое дело в Египте. Чаще всего он связан с водными развлечениями туристов (дайвин, кайт-серфин и пр.) или торговлей продуктами. Есть также бизнесмены, имеющие свой бизнес в России, но предпочитающие управлять им по телефону из Хургады. И существует также еще молодые люди, сдающие свое жилье по высоким ценам в наших столицах или районе Сочи и живущие с детьми на эти деньги здесь. Часто они работают в России через Интернет.

Отношение к русским неплохое. Хорошо относятся пожилые люди, свидетели военной помощи СССР в период войны против Израиля. У молодежи отношение пропорциональное образу России на международной арене. Был образ могучего государства - было отношение дружелюбное и  уважительное. Возник образ рядового последователя западного развития покорно следующего за Западом  в третьем эшелоне - изменилось и отношение. Формирует образ и отношение к русским нашего посольства. Оно не особенно уделяет нас своим вниманием. У других иностранных резидентов, живущих здесь на постоянной  основе, как правило, нет проблем с визами. Их дают и на десять месяцев и на год. У нас же этих проблем хоть отбавляй. По существующему положению нам дают визу, как правило, на три месяца. Причем, если учесть необязательность египтян в отношении сроков, о чем была речь выше, то, для того, чтобы её получить, надо прийти в соответствующее ведомство раз десять. Каждый раз их ответ: «Придите через неделю».  По существующему положению, русский старше шестидесятилетнего возраста может не выполнять процедуру по получению очередной визы. А остальные, в том числе и моя супруга пенсионерка, которой пятьдесят семь, должны выполнить её, по крайней мере,  два раза, для того, чтобы прожить в Египте время плохой погоды в России. Почему нам не выдают визу сразу на шесть месяцев - этот вопрос, очевидно, остается в компетенции консульского отдела нашего посольства. Другой вопрос - это авиабилеты. Добраться до Хургады и обратно можно дорогими авиарейсами российских авиакомпаний (которые дороже более дальних западных рейсов) а также сравнительно дешевыми чартерными рейсами.  В принципе, если, по какой - то причине, при вылете чартерного рейса на нем остаются свободные места, то можно купить билет. Но это только в принципе. Существует положение, согласно которому, если  вы находитесь в Хургаде больше 45 суток (?), то вы этой возможности не имеете. Какова причина - это никто не знает.  Это только два примера отношения русских к русским. Что же говорить об отношении к нам иностранцев.

Тучки небесные, вечные странники Что ищут русские в Египте и что гонит их из России?  Привлекательность: это конечно солнце, море, дешевые продукты,  всегда свежие овощи и фрукты, не дорогое по российским (особенно московским) меркам жильё и дешёвые бензин и электричество (при том, что Египет не нефтедобывающая страна).

Что мы оставили в России? Холодную погоду и риск заболеть от простуды. Постоянно растущие цены и перспектива еще более высокого роста вследствие падения рубля. Уменьшение реальной заработной платы и пенсии. Риск быть обманутым мошенниками, обворованными ворами, ограбленными грабителями.   Постоянная  тревога о нашем будущем, неуверенность в завтрашнем дне. До некоторого времени уезжающим россиянам из России можно было уверенно сказать, что, покидая Россию, они ничего не теряют и ни о чем не жалеют. Гордиться было нечем. Но только до некоторого времени. До победы в Олимпиаде и до принятия Путиным решения о помощи русским на Украине. Гордость за Россию и пассионарность советского периода понемногу возвращается. Дальше бы так.

А почта с пересадками летит Связь с Родиной идет через скайп, электронную почту и социальные сети. Поэтому Интернет для нас приобретает особо важное значение. Правда, и здесь не обходится «без накладки». Так, мне например уже в четвертый раз предлагают зарегистрироваться в сети Linkedln. Зная, что центр этой и многих других сетей расположен в США, а они, как известно, не брезгают «порыться в чужом белье», я остерегаюсь, хотя откровенно говоря, мне бояться нечего. Телевизор - второе окно на Родину. И мы с тревогой следим за украинскими событиями. Не знаю, как другим, а мне они очень напоминают наши девяностые, но в экстраполированной и искаженной форме. Некоторые признаки очень сходны. Например, и в развале СССР и смене социализма на капитализм на постсоветском пространстве, как и в осуществлении прозападной и русофобской революции на Украине просматриваются прямая заинтересованность и толстый кошелек дяди Сэма. И в том и другом случае остриё политических интриг направлено против России. Немаловажно, что факт поддержки революционного движения простым народом, который сейчас уже не отрицается никем, связан, в первую очередь, с общим положением в стране: высоким расслоением населения по доходам, коррупцией и беспринципностью руководства в стране, то есть всего того, чего и в нашей стране хватает с излишком. Другое дело, что «спусковым механизмом» социального взрыва стали неисполнившиеся надежды украинцев «пожить в западном рае». Последнее, весьма сомнительное предположение всё время «самостийности» усиленно подогревалось украинскими СМИ. Но и у нас это до некоторого времени этим также  дурачили людей! Особенно для свержения «ненавистного» советского строя. До сих пор ещё существуют такие «пропагандисты». Нет лишь «спускового механизма» - крах не свершившихся обещаний о заграничном рае. Лукавым уговорам о прелестях западного мира у нас сейчас верят с трудом.

Не туристы мы, но на пристани все подолгу стоим... Русские туристы, как и все туристы ориентированы, в основном, на развлечения. В этом основное отличие туристов от постоянно живущих, у которых развлечения не являются основным занятием.  Мы не проводим время, мы просто живем. Как говорится, со своей радостью  и горестью.  Живем - это означает, что в далекой Африке образовалась русская колония, каких в настоящее время много по всему миру.  Современная жизнь подразумевает миграционные процессы. Египтяне едут в Россию, русские в Египет. Взаимное  проникновение различных цивилизаций. Но всё не так просто. Дело в том, что цивилизаций на Земле очень много. Но все они в большей или меньшей степени укладываются в две основные схемы соотношения власти и народа. Это западная демократия и государство «типа семьи».  Западная демократия основана на представлении о свободе выбора мнений - плюрализме. Парадоксален тот факт, что имея данную предпосылку  в качестве основной, Запад предполагает свой путь развития единственным, и неизбежно настаивает, что по нему должны пройти все страны, рано или поздно. С древних времён Россия, а также Советский Союз выбирали второй путь. К нему сейчас всё более склоняется и современная  Российская Федерация. И, похоже, что события на Украине, я имею ввиду образование гражданских обществ в Крыму и Восточной Украине, хотя и косвенно, но ускорит этот процесс. Ускорит потому что в этих областях под воздействием известных обстоятельств повышается гражданская активность масс под угрозой реанимации фашизма. Такой взрыв пассионарности братского народа несёт для России положительный притягательный пример возрастающего самосознания.

Египет - это традиционная страна, которая стоит на развилке путей развития. И какой путь он  выберет, зависит от того, влияние каких цивилизаций будет для него существенней.  Так что у нашей русской колонии в Хургаде существует своя особая миссия. С ней и живём.

Раткин С.А.

Комментарии (0)Просмотров (493)