25 лет назад к покупке игры мотивировала информация в прессе, реклама в телевизоре или коробка на прилавке с красивой обложкой. Цепляющий рисунок заставлял посетителя магазина взять коробку в руки, прочесть аннотацию и посмотреть на скриншоты. В наши дни это кажется чем-то очень далеким, так как все привыкли читать отзывы, играть в демоверсии, смотреть трейлеры или стримы.
Над оформлением обложек часто работали известные художники, талантливые иллюстраторы и комиксисты. Свои полотна они рисовали на основе внутриигровой графики и геймплея. Цель была проста: изобразить дух игры на её обложке.
Подробно рассказываем о феномене и вспоминаем значимых художников, которые подарили свои рисунки хорошим играм.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116217/eu3Fi9GzftE.jpg)
Картина Эрика Шайи, обложка Another World
Японские художники
Если говорить о плодовитых японских иллюстраторах, то первое место разделят Нориёси Орай и Ёсиюки Такани. Это настоящие ветераны, которые профессионально рисовали с начала 60-х годов и посвятили этому всю свою жизнь. Они плохо известны за пределами Японии, а иллюстрирование игровых обложек занимает лишь малую часть их творчества.
Нориёси Орай иллюстрировал японские романы, рисовал постеры к аниме и фильмам (в том числе голливудским блокбастерам). У него реалистичный и узнаваемый стиль, его конёк — правдоподобные лица. В Японии Орай известен постерами к фильмам про Годзиллу и самурайским боевикам. Ещё он один из самых значимых японских иллюстраторов вселенной «Звёздных войн». Джордж Лукас был так восхищён его талантом, что лично попросил художника нарисовать международный постер пятого эпизода саги.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11623c/th2MgiQT5zs.jpg)
Постеры Орай — «Империя наносит ответный удар» и «Безумный Макс 2»
Нориёси Орай больше пяти лет работал иллюстратором игр от компании Koei. В основном он занимался историческими пошаговыми стратегиями, вроде серий Nobunaga’s Ambition, Romance ot the Three Kingdoms, Pacific Theater of Operations, Genghis Khan или Uncharted Waters.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11628a/WrkX0gJhcaU.jpg)
L'Empereur, Nobunaga’s Ambition: Lord of Darkness, Uncharted Waters
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116246/7h4bJRMAgH8.jpg)
Taikou Risshiden II, Genghis Khan II: Clan of the Gray Wolf, Inindo: Way of the Ninja
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116250/N9BNQ9wfqWo.jpg)
Pacific Theater of Operations, Bandit Kings of Ancient China, Romance of the Three Kingdoms II
Ещё будучи подростком, Хидео Кодзима с любопытством рассматривал рисунки Орай в романах и на киноафишах. Геймдизайнер не раз приглашал художника для работы над коллекционными изданиями (Premium Package) разных частей серии Metal Gear.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11625a/kkPiEfGv8m8.jpg)
Metal Gear Solid 3
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116264/YCqj8_3SA-I.jpg)
Metal Gear Solid: Portable Ops
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116281/ASm_0Ttjw8I.jpg)
Metal Gear Solid
Ёсиюки Такани специализируется на военных сражениях и больших роботах. Он рисовал арты по вселенной Macross, Mobile Suit Gundam, Combat Mecha Xabungle, Panzer World Galient и для других аниме-сериалов. Его самый знаменитый постер нарисован для фильма Хаяо Миядзаки «Навсикая из долины ветров».
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116293/V2MuVPYwCM8.jpg)
Постеры Такани к «Навсикае»
Художник десятилетиями рисовал арты для коробок сборных моделей от Tamiya, Fujimi и Hasegawa. К нему часто обращались, когда нужно было нарисовать эффектное сражение человекоподобных машин или военную технику. Как и Орай, он работал над двумя коллекционными изданиями и нарисовал обложку для Metal Gear 2.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1162a7/c3pstPj0E58.jpg)
Metal Gear Solid 3: Snake Eater premium package
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1162b0/4bPGNZ6omao.jpg)
Metal Gear Solid: The Twin Snakes
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1162b9/CuHZcM-GfYY.jpg)
Коллекционное издание Metal Slug
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1162c2/tlbjNxDZTRA.jpg)
Genocide 2: Master of the Dark Communion, Power Dolls 2 Dash
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1162cc/uV-w1vV9-Us.jpg)
Metal Gear 2: Solid Snake
Художница Аями Кодзима прославилась после устройства в Konami. С 1997 по 2007 год она занимала должность главного иллюстратора и дизайнера серии Castlevania (от Symphony of the Night до ремейка Dracula X).
В своей работе она использует тушь, акриловые краски, моделирующую пасту и мастихин. Персонажи Кодзимы всегда выглядят элегантно, так как нарисованы в стиле «бисёнен» (с яп. «прекрасный мужчина»).
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1162d5/bUYZ2LyWi3Y.jpg)
Castlevania: Symphony of the Night
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1162df/gUJhlk0Z_II.jpg)
Castlevania: Harmony of Dissonance
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1162e9/DIOhjVJne38.jpg)
Castlevania: Symphony of the Night, Castlevania Chronicles
Про художника Ёсиаки Ёнесима известно немного. Он рисовал для Sega с 1989 года, перестал в 1994 году, после чего окончательно пропал из виду. В сети нет его фотографий, интервью или хотя бы рассказов от бывших коллег. С 1994 года о нём ничего не слышно.
Непризнанный иллюстратор подарил миру одни из лучших игровых обложек на Sega Mega Drive. Достаточно вспомнить Golden Axe или Streets of Rage.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1162f3/LDWpzt-nQuc.jpg)
Streets of Rage, Golden Axe
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1162fd/0vXIGaXTzaI.jpg)
Streets of Rage II
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116306/xBRbSFBGfPs.jpg)
Alien Storm
Художник Ёситака Амано начал свой путь с иллюстрирования романов и дизайна в аниме. Амано создал причудливый мир и персонажей в фильме «Яйцо Ангела» режиссера Мамору Осии («Призрак в доспехах», «Полиция будущего»). Он же нарисовал облик охотника на вампиров Ди в одноименной серии романов писателя Хидеюки Кикути и помогал в работе над двумя экранизациями.
Стиль Амано тяжело классифицировать. На художника повлияли яркие представители европейского модерна начала XX века, японские гравюры в стиле «укиё-э» и американские комиксы 70-х. Всемирная слава пришла к нему в начале 90-х, когда его назначили концептуальным дизайнером серии Final Fantasy.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11630f/YQ6ZMZKnp0E.jpg)
Final Fantasy VI
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116319/1rQnVgQWWIs.jpg)
Final Fantasy III
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116322/erlk7w34K5E.jpg)
Final Fantasy XIV
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11632c/uXoIOzG1sjg.jpg)
Final Fantasy IX
В 1997 году на должность дизайнера персонажей поставили Тэцуя Номура, но Амано не стали списывать со счётов. В наши дни он продолжает рисовать промо-арты и логотипы для каждой номерной части серии.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11633e/ttJqT46BljY.jpg)
Древние тропические леса всегда были центральной темой картин Хиро Исоно. Леса Исоно выглядят волшебно и фантастично, будто они с другой планеты. На самом деле большинство его картин нарисованы с натуры, ведь художник всю жизнь путешествовал и даже немного жил в джунглях Южной Америки.
В начале 90-х его попросили нарисовать обложки для двух частей ролевой серии Seiken Densetsu (серия Mana в США и Европе). Исоно умер в 2013 году, но его исполинское древо Маны все ещё живёт в новых частях Seiken Densetsu.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116348/FwENm-jkcy8.jpg)
Seiken Densetsu 2 (Secret of Mana)
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116352/i3BbimC10JM.jpg)
Seiken Densetsu 3
К созданию обложек и дизайну игр неоднократно привлекали аниматоров и мангак. На этом поприще ярче всего отметился мангака Акира Торияма, автор подростковых бестселлеров «Драконий жемчуг» и «Доктор Сламп».
Мангака нарисовал облик персонажей и противников в Chrono Trigger, Blue Dragon и культовой серии Dragon Quest.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11635c/rejCWrUZaRc.jpg)
Chrono Trigger
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116366/f4EZMdCGyI8.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116370/-4QkTMF3wR4.jpg)
Участие Ториямы в работе над Dragon Quest здорово подняло продажи игры. Серия имела ошеломительный успех на родине. В день релиза Dragon Quest III тысячи японских школьников прогуляли уроки ради того, чтобы встать в очередь у магазинов за долгожданной новинкой.
После этого Министерство образования Японии настоятельно попросило Nintendo перенести все громкие релизы на выходные дни или праздники.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11637a/Xzv0hOns7BU.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116383/N20Ltow4pMo.jpg)
Dragon Quest VIII
Акихиро Ямада — книжный иллюстратор, мангака и лауреат премии Сэйюн за выдающиеся достижения в искусстве. Ямада часто рисует в стиле традиционной китайской живописи «гохуа». Больше десяти лет он трудился над обложками и дизайном персонажей в играх. Наиболее яркие примеры его творчества — Castlevania: Dracula X и Front Mission 3.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11638d/U0miZeH-1Aw.jpg)
Castlevania: Dracula X, Milandra
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116397/Ew_X4FkfOMQ.jpg)
Black Rainbow I и II
Порой легко угадать автора рисунка с первого взгляда из-за уникального стиля. Иллюстратор Тосиаки Мори нарисовал около двух сотен артов для игр от компаний SNK и Capcom. В его послужном списке такие громкие серии, как Fatal Fury, Metal Slug, The King of Fighters, Dead Rising и Samurai Shodown.
В отличие от коллег, которые предпочли рисовать в манга-стилистике, Мори выбрал живой и узнаваемый дизайн персонажей. Такой реалистичности он добился благодаря грамотному использованию света и тени.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1163a1/9EziUZYQyoU.jpg)
King of Fighters, Ghouls 'n' Goblins
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1163ab/2KRJ2WDB8dc.jpg)
Burning Fight, 2020 Super Baseball
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1163b5/Rvxqh-VmvOs.jpg)
Street Fighter
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1163bf/KCgv9hgWVts.jpg)
Capcom Classics Collection, King of Fighters' 2000
Коллега и друг Мори, Кину Нисимура, успела поработать почти над всеми играми от Capcom в период с 1991 по 2008 год. Она создала знаменитые промо-арты персонажей к Street Fighter II, разработала их дизайн в Street Fighter III, Armored Warriors, Cyberbots и Dungeons & Dragons: Shadow over Mystara.
Её рисунки красовались на игровых обложках, билбордах и в аркадных залах. Нисимуру вполне можно назвать самым активным и разносторонним иллюстратором в истории Capcom.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1163c9/hs4LZpRmWCs.jpg)
Street Fighter II
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1163d3/KSf8fMF6A_4.jpg)
Street Fighter IV
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1163dd/8mgWKZAkRag.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1163e7/bEul8xQLIbU.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1163f1/qet6M5GzAkw.jpg)
Dungeon and Dragons: Shadow over Mystara
С работами художника Ёдзи Синкава знаком любой поклонник серии Metal Gear. Синкава отвечал за дизайн персонажей и всей вымышленной техники начиная с Metal Gear Solid на PSone.
Сегодня Синкава продолжает трудиться в тандеме с Хидео Кодзимой над грядущей Death Stranding.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1163fb/xua-uiedNL8.jpg)
Metal Gear Solid 1-3
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116405/TxXyOS2WuPg.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11640f/6nVCR0xGeTw.jpg)
Рисунки художника зачастую двухцветны и выполнены в стиле, напоминающим традиционную живопись «суми-э» (японская живопись тушью и водой). Эффект «суми-э» получился из-за ручек-кистей для каллиграфии от Pentel, которыми Синкава пользуется больше 20 лет.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116419/wJavNcy9nT0.jpg)
Западные художники
В Японии иллюстраторами игровых обложек нередко становились известные художники, дизайнеры и создатели комиксов. Но на Западе был совершенно иной подход к этому делу. Прославленные иллюстраторы просили большие деньги, поэтому проще было нанять неизвестного художника или попросить художественный отдел нарисовать обложку.
Само собой, были и исключения. Как, например, супружеская пара двух художников — Бориса Вальехо и Джулии Белл. Они брались почти за всё: от обложек игр и книг до постеров и музыкальных альбомов. Их стиль серьёзно повлиял на образ многочисленных фэнтезийных миров из 80-х годов прошлого века.
В своих работах они воспевали красоту обнаженного женского тела и мускулистые тела сильных мужчин. Герои их картин почти не носят одежду, либо надевают её по минимуму. Злые языки говорят, что именно отсюда растут корни злосчастных «бронелифчиков».
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116422/nrdi2dZ_RFY.jpg)
«Бронелифчики» Вальехо и Белл
В начале 90-х Sega of America щедро заплатила художникам за 20 обложек к различным играм. Например, Вальехо создал обложки к Golden Axe II, Star Control, Wings of Wor, Phantasy Star II и трех частей Ecco the Dolphin.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11642c/WLp_dwdoDuk.jpg)
Ecco the Dolphin: I, Tides of Time, Defender of the Future
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116436/n5r7EWsCYF8.jpg)
Golden Axe II, Might and Magic VII: Blood and Honor, Wings of Wor
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116440/B4QDULf64ic.jpg)
Phantasy Star II и IV
У Белл получились запоминающиеся рисунки к Eternal Champions, Turrican и Splatterhouse 3.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11644a/OzUL4hF8UcI.jpg)
Самая неудачная и при этом узнаваемая обложка Белл — для Wolfenstein 3D. Фанаты серии, правда, критикуют её за грубейшие исторические несоответствия.
Форма нацистов совсем не похожа на реальную, к тому же солдаты на ней изображены с американской винтовкой AR-15 1963 года выпуска. То ли Белл спешила, то ли ей плохо обрисовали временную эпоху.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116455/eEUv1BmfZgg.jpg)
В 2009 году 2K Games заказала у Вальехо и Белл арт для грядущей Bioshock 2. Издатель до сих пор продает постеры с артом в официальном магазине.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116468/S4Pmey299wk.jpg)
«Объект Дельта» — картина Бориса Вальехо и Джулии Белл
Томас Дюбуа — христианский живописец и иллюстратор Disney. Но с 1988 по 1994 год он был главным оформителем обложек игр компании Konami в США и Европе. В России его рисунки красовались на пиратских картриджах «Денди» и китайских копиях игр для Sega Mega Drive.
Дюбуа подарил свои рисунки Axelay, Cybernator, Sunset Riders, сериям Teenage Mutant Ninja Turtles, Contra и Castlevania.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116472/wl7z1SR1UpU.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11647c/p-Xffv8IiL4.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116490/r071Ku2HNJ4.jpg)
Под руководством Ричарда Гэрриота, иллюстратор Денис Лубе рисовал обложки для игр серии Ultima. Помимо этого он работал над внутриигровой графикой и иллюстрациями в руководствах.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116499/zhFkR3c0COs.jpg)
Роджер Дин и Питер Эндрю Джонс — первые крупные английские художники, которые серьёзно подошли к иллюстрированию игровых обложек. Они рисовали свои картины для игр на персональных компьютерах ZX Spectrum, Amiga, Atari ST и Commodore 64.
До прихода в индустрию видеоигр, Роджер Дин иллюстрировал обложки альбомов британских рок-групп, среди которых были Yes и Asia. У Дина есть две чётко выраженные тематики — загадочные инопланетные миры и странные механические создания.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1164a3/CaNWGeV8MWk.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1164ac/FlirY0dVK4M.jpg)
Brataccas
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1164b6/0glIudRRPyc.jpg)
На игровых обложках иллюстратора фантастических романов Питера Эндрю Джонса изображены технологии будущего и конфликты с неизвестными силами в далёких уголках космоса.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1164c0/8QsSJZCB4OA.jpg)
Alien Legion
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1164ca/jzWfrIQ81c0.jpg)
Дон Иван Пунчац писал обложки для журнала Heavy Metal, иллюстрировал хорроры и научную фантастику. Почти что любой человек, мало-мальски знакомый с играми, хотя бы раз в жизни видел его знаменитую обложку и логотип Doom.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1164d4/EV1yyab5AJM.jpg)
C её созданием связана забавная история. Художник пришел в id Software вместе с мужчиной-моделью и игрушечным ружьем. За этим наблюдал геймдизайнер Джон Ромеро, который предложил Пунчацу нарисовать героя игры в окружении демонов. В итоге Ромеро не понравились скучные позы модели, он сорвал с себя футболку, взял в руки в ружье и сам начал позировать художнику. Doomguy на обложке — это Джон Ромеро.
Джеральд Бром — мастер готического фэнтези-арта и художник-фантаст. Если попытаться выбрать из его творчества три главные игровые обложки, то это будут, конечно, Doom II, Diablo II и Heretic.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1164de/fPp39NgqfeE.jpg)
Про художников Роберта Грейса и Виктора Гадино информации мало. Грейс занимался графикой в сиквелах Myst, а Гадино иллюстрировал обложки женских романов. Объединяет их одно — франшиза Duke Nukem. Грейс нарисовал знаменитую обложку Duke Nukem 3D, тогда как Гадино работал над обложками портов, сиквелов на PSone и ранней версией Duke Nukem Forever.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1164e8/bstSa057620.jpg)
Duke Nukem 3D, Duke Nukem: Zero Hour и ранняя обложка Duke Nukem Forever
Стивен Перселл — один из ключевых художников-аниматоров классических квестов от LucasArts, автор комиксов и игр про сумасбродную парочку детективов Сэма и Макса. Он писал обложки, бэкграунды, работал над анимацией и придумал облик персонажей в трех частях культовой серии Monkey Island. Даже успел помочь Sega, создав пришельцев ТоуДжема и Эрла для одноимённой игры на Sega Mega Drive.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1164f2/9vgjFi1p05E.jpg)
The Secret of Monkey Island, Monkey Island 2: LeChuck’s Revenge, The Tales of Monkey Island
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1164fc/qL-HuvPhYKs.jpg)
Sam and Max: Hit the Road, Zak McKracken and the Alien Mindbenders, ToeJam and Earl in Panic on Funkotron
Противостояние двух культур
Западная премьера фильма «Акира» кардинально перевернула представление англоговорящих зрителей и критиков об аниме. Раньше считалось, что аниме — это детские мультфильмы про роботов, милых говорящих животных и девочек-волшебниц. Но благодаря картине Кацухиро Отомо появились первые увлеченные фанаты, на западный видеорынок хлынули видеокассеты, а с конца 80-х крупные издательства (Viz, Marvel и Dark Horse) выпускают переведённую мангу.
Сегодня никого не удивят игры с персонажами в манга-стилистике и игровые адаптации популярных аниме-сериалов. Однако в начале 90-х издатели боялись рисковать. Какой бы хорошей не была игра, но если на обложке есть персонажи аниме, то потенциальный покупатель скорее всего её проигнорирует, думали они.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116506/xXyxyqsVye8.jpg)
Переименовали игру и убрали героиню с обложки
По отношению к японским играм этот стереотип продержался вплоть до начала нулевых. Доходило даже до того, что из игр вырезали всю графику и катсцены, в которых фигурировали аниме-персонажи. Например, в западных версиях Assault Suits Valken (Сybernator в США) и Ace Combat 3 вырезали все портреты героев.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116510/OvDdoM2aULQ.jpg)
Слева — Assault Suits Valken, справа — Cybernator
Персонажей в фэнтэзийных японских ролевых играх и платформерах всегда перерисовывали на западный лад. Такие обложки проигрывали оригинальным и выглядели крайне блёкло.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116518/cpgri1UwzAo.jpg)
Valis III
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116522/0pvlpsjRAWc.jpg)
Shining Force II
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11652c/m8x_l4NAvRk.jpg)
The Story of Thor (Beyond Oasis в США)
Фанаты серии Phantasy Star до сих пор спорят о том, какие обложки лучше — японские или американские. Американские обложки не выдерживают никакой критики по части отношения к первоисточнику, но с другой стороны — их рисовал Борис Вальехо.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116536/IYGHycvU5QI.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116540/iFM9dSSjjqc.jpg)
Играм в фантастическом сеттинге повезло меньше. Такие коробки даже на полке держать стыдно.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11654a/cvQWDnHOiO8.jpg)
Поменяли название и испортили героинь
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11655e/PLBT7dQSAR0.jpg)
Strider
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116567/LsikGK_t_oE.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116571/catj_aN2ZVI.jpg)
Игру на Mega Drive по аниме «Кулак Северной Звезды» переименовали в Last Battle. Из неё вырезали всю жесткость, поменяли имена персонажей и сюжет.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11657b/MbF_y6pKQtI.jpg)
Милая девушка из скролл-шутера Arrow Flash превратилась в отважную Джулию Робертс.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116584/SHDxTXEFpKw.jpg)
Иногда американские обложки выглядели на уровне оригинала, но превзойти его так и не смогли.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/11658e/CUyHkjfZ1cE.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/116598/lwFz6vy1FMQ.jpg)
В редких случаях происходило наоборот. Западные игры получали в Японии эксклюзивные обложки, перерисованные в стиле манги или аниме. Такое произошло с культовой игрой Comix Zone.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1165a2/IJfgNtO-Fxw.jpg)
И даже когда к аниме уже привыкли, японские обложки всё равно не любили за излишнюю артистичность и минимализм. Обложку от геймдизайнера Фумито Уэда для игры ICO часто называют одной из лучших в истории. Однако в американском отделении Sony решили, что рисунок Уэды выглядит странно и совсем не привлекает потенциального покупателя. Одним махом они убили произведение искусства, поместив на коробку перерисованные на западный манер рендеры персонажей.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1165ac/Jp6idYU84qo.jpg)
Слева — американская обложка, справа — европейская и японская
Такие факторы, как строгость в дизайне, вера заданным стандартам и боязнь аниме — работали не в пользу западных изданий. Сейчас японские релизы старых игр ценятся у коллекционеров куда больше, чем европейские или американские.
Современные обложки
Сегодняшним обложкам катастрофически не хватает разнообразия. В последние 10 лет все привыкли к пяти популярным шаблонам на коробке с игрой: акцент на лице, одинокий герой с оружием, персонажи стремятся в бой, герой повернулся спиной и смотрит куда-то вдаль, герой на фоне чего-то гигантского.
Логику издателей понять нетрудно. Узнаваемые образы отлично продаются, поэтому нет смысла изобретать велосипед или делать что-то необычное.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1165b5/Hhu7dKpXZJ8.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1165bd/Mg3LlOqD-CQ.jpg)
Лицо крупным планом
Такой подход только расстраивает игроков. Например, в 2016 году общественность раскритиковала обложку Doom за полную безликость. Вскоре Bethesda пошла на попятную и предложила альтернативную версию оформления коробки.
![](https://pp.userapi.com/c852128/v852128934/1165ce/r4Frz8ankNo.jpg)
Новая обложка нарисована по мотивам рисунка Дона Пунчаца
Феномен иллюстрирования игровых обложек угас в конце 90-х. Наступила эпоха трёхмерных игр, в дизайне обложек всё чаще использовали обычные фотографии или CG-модели персонажей (каждая вторая обложка на Nintendo 64 и PSone). Красивые рисунки постепенно уходили в прошлое, пока в середине нулевых их окончательно не вытеснили знакомые нам клише.